В чем суть спецоценки, чем она отличается от прежней аттестации?
Спецоценка начинается с этого года и будет отныне проводиться постоянно, то есть не реже одного раза в пять лет. В чем разница? До сих пор требовалось аттестовать каждое рабочее место по полной программе, как говорится, с обследованием, исследованием, измерением и оценкой. Сейчас процедура упрощена. Спецоценка делится на два этапа. Сначала выясняется, есть ли вредность на рабочем месте. Если вредных факторов не выявлено, работодатель составляет декларацию соответствия рабочих мест и направляет ее в Роструд. Если же вредность определена, спецоценка продолжается и дальше идут измерения, которые этот вредный или опасный производственный фактор определяют. То есть для работодателя процедура значительно упростилась. Она стала дешевле, потому что во многих случаях проводить полную спецоценку не нужно.
Зачем нужно было это нововведение.
Результаты спецоценки влияют на объем выплат работникам и их соцгарантии. Если есть вредный фактор – это означает сокращенное рабочее время, дополнительный отпуск, повышенную зарплату для работника. Кроме того, после изменения пенсионного законодательства уровень вредности на производстве четко увязан с дополнительным страховым тарифом. То есть количество вредных рабочих мест влияет на размер дополнительных взносов в Пенсионный фонд. Работодатели будут платить сверх обычного тарифа от двух до восьми процентов.
Как происходит переход с прежних правил аттестации на новые – спецоценки.
Результаты аттестации, проведенной не ранее, чем пять лет назад, остаются действительными, для таких мест спецоценку проводить не нужно. Допустим, аттестация была в конце 2013 года, тогда спецоценку нужно будет проводить только в 2018 году. Это так называемый переходный период. При этом на предприятиях, где аттестация до сих пор не проводилась, ее нужно закончить до конца 2014 года. Это обязательное требование.
В такой системе работодатель четко заинтересован улучшать условия производства, сокращать вредные рабочие места.
Если работодатель хочет избавиться от дополнительного тарифа или снизить его, он сам заинтересован в проведении спецоценки с тем, чтобы убедиться, что вредный и опасный производственный фактор минимизирован или вовсе исчез.
Сейчас работодатель сам выбирает специализированную организацию, которая проведет спецоценку. Результаты направляются в Роструд. На основании всех поданных деклараций до 2016 года Роструд, а после 2016 – Минтруд сформируют единый реестр вредных рабочих мест.
Как работники могут проследить, чтобы не было неоправданных переводов вредных мест в невредные?
Для спецоценки на предприятии создается комиссия, и работники имеют возможность направлять в нее своего представителя. Это делает профсоюз. Но даже если профсоюза нет, работники вправе делегировать представителя трудового коллектива. Соответственно, работники через своего представителя могут знакомиться со всеми документами, результатами спецоценки.
Работника обязаны письменно, под роспись познакомить с результатами спецоценки. Он должен знать, есть вредный фактор на его рабочем месте или нет. Будет ему по-прежнему идти стаж на льготных условиях или он его потеряет. Ну, а дальше он уже решает, продолжать работать на старом месте на новых условиях или переходить на другое место, где вредный фактор сохранен.
С нынешнего года должны аттестовываться также и рабочие места в офисах.
Изначально закон о спецоценке распространяется на все рабочие места, без исключения. Если эксперт на первом этапе определил, что в офисе вредных факторов нет, ну, и хорошо, работники продолжают спокойно трудиться. Но могут выявиться и потенциально вредные факторы, такие как микроклимат, недостаточная или неправильная освещенность, повышенные электромагнитные поля и так далее. Поэтому офисные рабочие места обязательно подлежат первому этапу спецоценки. Уровень электромагнитного излучения, определяется тем, сколько компьютеров, ксероксов, и другой офисной техники может находиться на определенной площади.
Когда реально начнется спецоценка?
Главный подзаконный акт – методика проведения спецоценки – только что зарегистрирован минюстом, в ближайшее время будет опубликован и вступит в силу в течение 10 дней. Так что работа начинается.
Настоящим я, действуя свободно, по своей воле и в своих интересах, выражаю согласие на обработку Обществом с ограниченной ответственностью «Профессиональная Бухгалтерская Компания «Главный бухгалтер» (сайт https://www.profbuh.ru/, ИНН 7705340506, ОГРН 1027700521705, местонахождение: 127055, г . Москва, 1-й Тихвинский тупик, д. 5-7, пом. I /ком 1 /оф 86) моих персональных данных: фамилия, имя, отчество, место пребывания (город, область), номера телефонов, адреса электронной почты (e-mail), иные полученные от меня данные, в том числе электронные копии документов.
ООО «ПБК «Главный бухгалтер» соблюдает надлежащие меры защиты конфиденциальной информации, полученной от лиц, направивших персональные данные на сайте https://www.profbuh.ru/ вне зависимости от наличия договорных отношений, не направляет и не намерено направлять таким лицам материалы рекламного характера.
Я также проинформирован, что в дополнение к обычно принимаемым мерам осмотрительности по защите конфиденциальной информации, ООО «ПБК «Главный бухгалтер» по требованию обратившегося лица готово принять повышенные меры защиты конфиденциальной информации.
Я осознаю, что проставление отметки «V» в поле слева от фразы «Принимаю условия «Соглашения на обработку персональных данных» на сайте https://www.profbuh.ru/, ниже текста настоящего Соглашения, означает мое письменное согласие с условиями, описанными в нём.